Полеты и аварии

взлеты и падения... если точнее

После того, как самолет был наконец-то полностью собран, укомплектован и даже протестирован дома на полной тяге (ну.. за хвост пришлось, конечно же, придерживать :) ) основное действие переместилось на ближайший школьный стадион (тот самый, на котором запускались самолеты из "Как строился самолет"). Забегая наперед, что впрочем, уже было сделано в заглавии, скажу, что нормальный полет состоится только спустя полгода... ну да все по порядку.

Полет первый

Состоялся 25 декабря 2010. Самолет был установлен на асфальт стадиона, протестирован на предмет работы всех рулевых поверхностей.

Подготовка перед первым полетом

После того, как был дан полный газ - самолет весьма быстро взлетел (наконец-то я сам смог поднять самолет!), но тут же обнаружилась проблема: самолет весьма резво и неконтролируемо начал набирать высоту. Уменьшение тяги привело к тому, что полет стал очень неустойчив. Управлять самолетом было практически невозможно, и конечно же все это закончилось аварией: самолет просто влетел в деревья, обломав себе пропеллеры и сломав тягу элерона.

Бортовое видео

Видео со стороны

Как оказалось, причинами такого поведения самолета были:
- неправильная центровка (35% при требуемой 20-23%)
- неправильный наклон оси мотора относительно оси самолета (немножко вниз и вправо, а у меня было чуточку вверх).

Полет второй

Состоялся того же дня, что и первый, но так как на мелкий ремонт требовалось время, то происходило все это уже вечером, соотвественно было уже темновато. Но желание полетать было настолько сильным, что мысли о переносе полета на более светлое время суток были успешно задавлены на корню :). Центровка была исправлена (в моторный отсек натолкал использованых пальчиковых батареек %) ), наклон оси мотора попытался сделать правильным.
После взлета оказалось, что самолет все равно стремится рвется вверх, но при этом им можно было хоть как то управлять. Это было просто здорово, первый полет был слишком короткий и неуправляемый, чтобы хоть что-то почуствовать, а тут он летал. И как летал! Не буду хвастать, что мертвая петля была задумана - она скорее была сделана самим самолетом, (он же постоянно хотел лететь наверх), но со стороны эта петля выглядела здорово, особенно в нижней точке при выходе из нее. Было хорошо видно, как от перегрузки прогнулись крылья. К сожалению, из-за спешки не проверили свободное место на фотоапарате, и видео со стороны записалось не полностью. А из за темноты на бортовом видео практически мало что видно. (гм.. обратите внимание на звук на последних секундах)

Бортовое видео

Видео со стороны


Опишу неснятую часть видео. Самолет на полной скорости (а учитывая, что он до этого вышел из второй петли - скорость была очень большая) пролетел мимо меня и оператора, снова попытался сделать петлю, но на этот раз мне удалось его развернуть, при этом вся энергия ушла на этот разворот. Так как все же было темно, я решил, что пора бы его уже сажать. Начал выводить его на посадочный курс, и тут...
Из-за темноты я неправильно определил растояние до самолета. Да и столба я этого тоже не слишком видел. В общем самолет на полной скорости врезался левой консолью в столб. Последствия удара были очень страшными. По сути это была самая страшная авария из всех, что были у этого самолета. На фотографиИ видно смятую консоль и обломки фюзеляжа.

Авария модели самолета

Собрав обломки, мы пошли домой. В этот день полетов, конечно же, больше не было :)


Первое востановление самолета.

Востановление центропланa

Первым дело нужно было востановить крылья, как самую трудоемкую (при изготовлении) часть. На фотографиях показаны повреждения.

Авария модели самолета Авария модели самолета

Первым делом надо было удалить смятую часть. Это было сделано при помощи модельного ножа (мммм... чесно говоря - чувствовал себя хирургом %)... в общем неважно :) ). После этого был востановлен лонжерон. Он был склеен по лопнутому торцу, и дополнительно по разлому усилен боковой накладкой. Переднюю кромку тоже пришлось менять. Но, как, возможно вы уже помните, они были запасные. Поэтому с этим проблем не возникло. Для надежности соединения (и главное - скорости склеивания) лонжерон и кромка склеивались эпоксидкой, все остальные работы производились при помощи "Дракона". После этого была востановлена нижняя обшивка, на которую уже клеились нервюры (они у меня тоже были запасные). С верхней обшивкой пришлось чуточку повозится, потому что нужно было на краях целой обшивки клеить накладки, чтобы было куда клеить востанавливаемую верхнюю обшивку. Но и это было сделано.

Ремонт крыла модели самолета Ремонт крыла модели самолета Ремонт крыла модели самолета Ремонт крыла модели самолета


Востановленная часть была потом заново обтянута скотчем.
В результате получил целехонький центроплан. Со смещенным центром тяжести, из-за всех этих накладок и клея, использованого при ремонте :).
Востановление фюзеляжа

Тут главной проблемой был психологический аспект. Вот никак не мог заставить себя начать востанавливать эти обломки в фюзеляж. Причем мысль "сделать фюзеляж наново" даже не расматривалась... ну.. долго это было бы. Востановлению помог клей "Дракон"... но как! Открытая банка с ним была опрокинута (причем незаметно) и из нее медленно-медленно на стол вытекла целая туча клея. Когда я это увидел, я попытался часть клея затолкать назад в банку. Часть клея набрал в шприц (непомню уже, говорил я уже об этом или нет, но думаю - если и повторюсь - то не страшно: шприц 20мл - очень удобен для работ с клеем. Как полимерным, так и ПВА. Во-первых - можно быстро наносить клей, во-вторых его можно без проблем дозировать, в-третьих - руки остаются чистыми, в четвертых - шприцом удобно залезать в различные щели.. и т.д. Понятно, что никаких иголок :) - клей по них просто не полезет... ну или если полезет, то медленно.. ).
Так вот. После спасения клея, на столе все же осталось ОЧЕНЬ много "Дракона". И вот тот факт, что столько клея пропадает зря - очень сильно меня мотивировал :) Так как дракон сохнет очень быстро (пленка на поверхности имеется в виду), то фюзеляж был востановлен за несколько минут :) Быстро примерялись куски потолочки, быстро отрезались, быстро намазывались, и очень быстро клеились. Технология проста: места разломов склеивались по торцу, но главное - усиливались боковыми накладками. На фотографиях представлен востановленый фюзеляж:

Востановленный фюзеляж модели самолета Востановленный фюзеляж модели самолета

В итоге на востановление ушел практически целый день. (ну.. хоть и фюзеляж быстро был востановлен, но вот центроплан, да и всякие там мелочи по доведению фюзеляжа до рабочего состояния заняли много времени...)

Востановленный самолет

Третий полет

На следующий после востановления день, в 11 утра, опять пошли на стадион. Старт был задержан из-за проблем с настройкой пульта управления: сбились нулевые значения. Програмно это устранить не удалось, проблему пришлось решить механической переустановкой тяги руля высоты (проблема была только с ним). В общем старт был очень интересный. Смотрим видео:

Самый смешной полет, если чесно :). Бумажный скотч, которым крепились шасси, от тряски отклеился, шасси отвались (со стороны школы послышалось несознательное ржание), как следствие - самолет стал легче, но самое главное - центровка с 20% сместилась назад.. (думаю что на 30-35%) и самолет неуправляемо влетел в ветки деревьев.
Востановление последствий заняло полчаса (из которых 10 минут на дорогу домой и назад). Всего навсего пришлось заменить пропеллер и закрепить шасси скотчем. Но не бумажным :) Ах да... еще удалось програмно сбросить нулевое положение руля высоты.


Четвертый полет

В принципе на видео все видно. Бортового видео не было. Непонятно почему камера не записала полет (но сейчас думаю, что это из-за неправильного выключения записи, подробнее чуток попозже опишу).

Самолет не слишком хорошо слушался руля. Вот это стремление сделать петлю... и это сваливание самолета в верхней точке. В этом полете первый раз появилась мысль, что зря я запускаю самолет на стадионе. Стадион, конечно же, большой. Даже огромный по сравнению с самолетом. Но это только ДО взлета. Как только самолет взлетает, стадион неожиднно уменьшается до очень неудобных размеров. Психологически, конечно, но от этого легче не становится.
Причиной аварии стала ошибка пилота. на полной скорости ручку ОТ себя дергать было не самой лучшей идеей. Самолет слишком сильно повело вниз, пришлось ручку резко на себя... и самолет завалился на крыло. кроме того. Перед полетами обязательны тренировки в симуляторе! После аварии я пришел домой, включил симулятор... и разбил десяток самолетов. А ведь несколько месяцев назад сажал почти любую модель если не с первого раза, то со второго точно. Навыки все таки теряются со временем, это нужно помнить.

Последствия аварии как не странно для такого мощного удара были небольшими. Традиционно поломаный пропеллер, надломленая хвостовая балка, погнутая ось мотора, разлом фюзеляжа в месте крепления крыла. Из всех этих повреждений самым серьезным был изгиб оси мотора. Балка была усилена боковой накладкой, разлом был склеен эпоксидкой. А вот с мотором пришлось повозится.

Технология исправления гнутого вала.

Для этого нужны плоскогубцы и маркер. Возможно еще и тиски, но я обошелся без них. Главное осторожнее... чтобы не сделать хуже. Сначала плоскогубцами исправляем грубый изгиб, чтобы визуально видно, что вал прямой. Дальше пробуем запустить мотор на малых оборотах. (перед этим конечно же сначала нужно проверить свободно ли прокручивается вал!). И касаемся маркером торца вала. При этом на этом торце рисуется кружок. Так как вал погнут, то центр кружка не будет совпадать с центром вала, поэтому останавливаем мотор, и легонько плоскогубцами пытаемся выпрямить вал. Куда направлять усилие изгиба - это смотрим по нарисованому маркером кружочку. ну например, ориентируем вал так, чтобы смещенный кружочек оказался в нижней части.. тогда для выпрямления вала, нужно его чуточку изгибать наверх. В общем там несложно :). Постоянно контролируем процес, т.е. включаем малые обороты и касаемся маркером торца, рисуя кружочек. Когда добиваемся Полного совпадения центров, можно считать, что вал выпрямлен.

Но если вал выпрямить удается, то вот с цангой у меня были проблемы. Она была из алюминиевого сплава, и поэтому очень хорошо гнулась. Т.е. на ровном валу - все равно возникали биения при вращении закрепленного пропеллера. Поэтому операция выравнивания производилась еще раз, но с уже установленым пропеллером и цангой. Хочу напомнить о расчете сравнения работающего пропеллера и пули Макарова, поэтому обороты для рисования контрольного кружочка на торце цанги - брать минимально возможными. Я добивался вращений со скоростью 1-3 оборота в секунду, на таких оборотах вряд ли можно перешибить себе палец, хотя все равно - нужно очень осторожно все делать.

Все это происходило 28 декабря. т.е. под самый Новый год. К тому времени стадион совершенно замело снегом.. а значит надо было делать лыжи :)

Пятый и шестой полеты

Система лыжного шасси была очень простой. Из деревяных реек и куска ДВП был сделан каркас. А в качестве самих лыж - были взяты детские маленькие лыжи. Впрочем на фотографии все видно :)

Самолет на лыжах

Лыжное шасси испытывал сначала дома. На коврике :) Оказалось, что они совершенно не хотят по коврику ездить, из за своей шершавости. Но была надежда, что на снегу ситуация будет лучше. В общем нужны были испытания, так как шасси было куда тяжелее колесного. Да и парусность у него побольше. Испытания проводились.. в новогоднюю ночь :) Термит в это время летал на своем Тайгере (или Тигре, как иногда я его называю), и я вот тоже решил попробовать полетать ночью. Такой крутой подсветки, как у Термита, я конечно же не смог сделать, но кое-что таки было из освещения: по одному яркому светодиоду на концах консолей, фонарик закрепленый на шасси, в качестве прожектора, и фонарик внутри фюзеляжа (в секциии под крылом), для визуализации самого корпуса. Сразу скажу, что испытания провалились: самолет не скользил по снегу, и постоянно пытался опрокинутся носом в снег. После второго опрокидывания я прекратил попытки и пошел домой. Сьемка не производилась. Проблема скольжения все же была и ее надо было как то решать. Пробовал сначала намазать лыжи парафином. Получилось не очень хорошо. Да и неефективно. К тому же парафин не держался нормально на лыжах. От Термита услышал, что мой соперник Борис, использовал для этих целей скотч. Отличная идея, которую я сразу же испытал. Обклеил нижнюю поверхность лыж скотчем... и попробовал запустить самолет на полную мощность в комнате на ковру (ну придерживал рукой, конечно же :) ). Но, несмотря, на очень хорошее скольжение, самолет все равно опрокидывался. Проблема была решена перемещением шасси максимально к носу самолета, чтобы исключить опрокидывание. Снова попробовал запустить самолет на полную мощность на коврике - и самолет уверенно, без попыток опрокинутся начал скользить по коврику. А значит на снегу будет вообще идеально. Вот правда центровка при этом стала 10%.
Чуствуя, что вряд ли получится взлететь с такой центровкой, я все же снова пошел на ночные испытания. Бортовое видео снова не записалось (впрочем вряд ли там что-то было бы видно.. несмотря на прожекторную подсветку), а из-за темноты на видеокамере постоянно происходила расфокусировка, но все же хоть что-то можно увидеть.

Взлететь, конечно же не удалось, слишком передняя центровка не давала возможности опустить хвост.

Седьмой полет

На хвост примотал скотчем железный болт и тем самым исправил центровку на 20%. Еще в шестом полете было замечено что самолет не очень хорошо выдерживает направление взлета, все время пытаясь развернутся, так как руля направления не было, то компенсировать это не было никакой возможности. Поэтому для зимних полетов характерны были взлеты не с первой попытки. Так было и в этот раз. Первая попытка была очень красивой - как я потом говорил - я получил первую посадку на этом самолете, если можно считать это посадкой. На первых секундах видно, что самолет оторвался от земли на несколько сантиметров, и пролетев пару метров приземлился. Можно было, конечно, не прекращать взлет, но я не знал, взлетит ли самолет вообще, а так как он взлетал в направлении препятствий, то взлет все же пришлось прекратить. После этого самолет был развернут и запущен в первый удачный взлет на лыжном шасси. летал вполне красиво, неплохо управлялся, но стадион снова взял свою жертву.

Минус еще один пропеллер. Их, кстати все меньше и меньше... :( Эта авария, кстати, самая обидная из всех... Мысль о том, что пора прекращать полеты на стадионе все сильнее и сильнее. Но тот факт, что стадион очень близко к дому пока что перевешивает. Но именно после этой аварии я себе "пообещал" что на стадионе больше летать не буду.

Восьмой и Девятый полет

Последний день полетов с лыжами. Ну и нарушил я свое "обещание". Я таки пошел на стадион.

После традиционной неудачной первой попытки взлета - самолет все же удалось поднять в воздух, после чего повторилась ситуация первого полета - самолет очень резво рванулся вверх, попытки исправить ситуацию ничего не дали, причем все усложняло дополнительные две детали: первая - самолет летел прямо в школу, вторая - на пути самолета была детская коляска. Поэтому было принято решение об аварийном завершении полетов - тягу установил на ноль, и акуратненько грохнулся на землю.
Был чуточку обломан пропеллер. И разломано крепление одной лыжи. Т.е. она свободно болталась на одном шурупе, усложняя и так непростой взлет. Это, кстати, был последний пропеллер. Было решено продолжать полеты. Центровка, которая, оказалась опять за 30% была исправлена - путем перевешивания хвостового болта немножко дальше от хвоста, и самолет с третьей попытки был отправлен в девятый полет.
На видео этого видно не слишком отчетливо, но повторилась ситуация, которую я забыл упомянуть в описании седьмого полета: самолет летел БОКОМ! т.е. он летел под некоторым углом к своей оси, что, конечно же добавляло сложностей в управлении. В девятом полете этот факт стал фатальным. Смотрите видео, а я потом откоментирую то, что произошло.

Причиной аварии стала не ошибка пилота. А преднамереное желание пилота вогнать самолет в землю чем быстрее тем лучше. Просто во время полета - самолет отказался поворачивать на стадион и радостно вильнул в сторону школы. Мало того, что до этого он скрылся за деревьями и несколько секунд я летел вслепую, так еще когда он полетел в сторону школы - он ВООБЩЕ скрылся за школой. Единственное, чего я успел понять, что он на полной скорости летит прямо в окна. Осознав это, я подумал, что дешевле и проще будет вогнать самолет в штопор, что я и сделал. Не видя самолета, я дернул ручку на себя и вправо до упора. Тягу при этом на ноль установил. И сразу после этого я дал полный газ. Тот факт, что на видео видно как самолет падает обьясняется тем, что оператор стоял не рядом со мной, а чуточку дальше, где обзор за школой был лучше.
Когда прибежал на место падения, я увидел, что самолет воткнулся в снег в почти вертикальном положении, да так и стоял. Отключив батарею, я собрал обломки и отправился домой.
Пропеллеров у меня больше не было.

Второе востановление самолета

От лобового вертикального удара вся моторная часть была смята в хлам. Поэтому ее пришлось отрезать и делать заново. Еще пришлось чуточку подремонтировать лыжное шасси. На фотографиях представлено несколько этапов востановления. Хорошо видны поверхностные повреждения фюзеляжа от дерева (седьмой полет).

обломки моторной части Ремонт фюзеляжа из потолочки Ремонт фюзеляжа из потолочки Лыжное шасси

Попытки последующих полетов

Да, они были. Ведь несколько пропеллеров были обломаны наполовину. А значит можно было как то скрепить две половинки вместе.

Востановленный пропеллер


Я так и сделал, но вибрации были настолько сильными, что при попытке дать полный газ - от разьема отрывались провода. Т.е. полетов на лыжах больше не было. При второй попытке, когда снова от вибрации оборвался провод, я попробовал кинуть самолет как планер. Он пролетел пару метров, и воткнулся в землю, переломав себе фюзеляж на две части. Кстати, эти попытки уже были не на стадионе, а на соседнем поле, на котором я нашел ровную грунтовую дорогу (все равно снег).
К полю было идти вдвое дальше чем к стадиону, и оно не было таким удобным в плане старта, но зато там было поменьше деревьев, и не было школ с окнами. И что хорошо - никаких столбов и детских колясок. Т.е. обещание "не летать 1.5 метровым самолетом на школьном стадионе" я после девятого полета исполняю.

Третье востановление самолета

Как я уже говорил - после попытки "проверить" самолет на планирование (и так ведь понимал, что НЕ БУДЕТ планировать) - фюзеляж переломился на две части. Востанавливать стал только после того, как приехали заказаные пропеллеры, цанги, и запасные валы к мотору (а старый вал уже настолько был кривой, что не помогало уже ничего). Кстати, новый вал был другого типа - с резьбой, поэтому заказаные цанги пока что не использовались: пропеллер крепился гайкой. Удобно, точно... и что радовало - контакт торцов пропеллера и мотора - исключал любые перекосы.

Последствия аварии модели самолета
Последствия проверки на "планирование"

Вот несколько этапов ремонта:

Ремонт самолета из потолочной плитки

Ремонт самолета из потолочной плитки

Ремонт самолета из потолочной плитки

Ремонт самолета из потолочной плитки

Ремонт самолета из потолочной плитки

Последний полет. Десятый

После ремонта я, вцепив колесные шасси (а уже была весна, и даже уже не было грязи), пошел на поле летать.

Вот видео:

Самолет опять полетел боком, не управлялся, и закономерно свалился в некое подобие штопора. На видео этого не очень заметно, но в момент удара в землю я увидел фонтан пенопластовых обломков :) После этого полета было принято решение переделывать фюзеляж полностью. Меня совершенно не устраивал тот факт, что самолет неуправляется и летает боком.

Вот то, что осталось после этой аварии:

Последствия аварии пенопластовой модели самолета

Последствия аварии пенопластовой модели самолета

Последствия аварии пенопластовой модели самолета

Последствия аварии пенопластовой модели самолета

Последствия аварии пенопластовой модели самолета

После этой аварии было решено, что старый фюзеляж уже не подлежит востановлению. Т.е. востановить, конечно, можно, но лучше сделать новый. Потому что вряд ли все эти швы и накладки хорошо влияют на аеродинамику.
А так как для нового фюзеляжа (впрочем и для востановления тоже) нужны были силы (в основном моральные :) ), то на несколько месяцев самолет был заброшен.

Продолжение следует




Механик. 2010-2011



Хостинг от uCoz