. |
Как строился самолет
Все началось с того, что к Механику приехал в гости Термит с комплектом аппаратуры для авиамоделей… у Механика нашелся строительный материал (потолочка, скотч, клей «Титан»)… и строительство началось.
Первый самолетДень первый
Строительство началось сразу же после приезда. Буквально через несколько часов (2 часа и 30 минут) самолет был построен, и укомплектован аппаратурой.
Как видно из фотографии, самолет строился по принципу «Чем скорее!!!» Но хотя вид у этого самолета не очень красивый.. тем не менее летал он вполне прилично. Вот еще одна фотография:
Конструкция самолета Корпус изготовлен из потолочной плитки. Очень легкий и прочный материал. Все управляемые поверхности держатся на скотче, который очень хорошо для такой маленькой модели заменяет петли. Электроника: 4 микросервомашинки HXT900
Бесколлекторный Outrunner hexTronik 1500 об./вольт с током нагрузки 9 ампер
Пропеллер трехлопастной 8*4
регулятор скорости на 15А с встроенным стабилизатором бортового питания на 1А, четырехканальный приемник с рабочим диапазоном 40МГц, (конечно же в комплекте с передатчиком )
литий-полимерная батарея 7.4 вольта 1600 мАч. Особенности. Шасси не было вообще :). Стартовал только с руки. Ну а приземлялся.. травы вполне хватало для безопасной посадки. Во всяком случае нам с Термитом так казалось. В качестве тяг использованы скрепки, полусогнутые для амортизации ударных воздействий на микросервомашинку при возможных авариях.
Первый вылет Производился он сразу за домом Механика. Была установлена двухбаночная батарея. Самолет красиво сошел с рук, и под управлением Термита сделал одну коробочку, к восторгу гуляющей неподалеку детворы. Как только самолет приземлился на траву (наши ожидания о безопасной посадке подтвердились на этот раз), эта детвора с радостно-восторженными воплями рванула к самолету. После некоторого мелкого ремонта, самолет был отправлен снова в полет. На этот раз он летал дольше, сделав три коробочки, и после некоторых маневров из-за страха задеть работающим пропеллером детвору, он был посажен носом в землю. Двигатель перед ударом успели остановить, поэтому пострадал только моторама, сделанная из низкосортного упаковочного пенопласта. Собственно, когда эта моторама (простой прямоугольный брусок) делалась, был расчет, что при носовом ударе она поломается, приняв на себя всю энергию удара. Так и произошло. Кроме того, при ударе еще лопнул коробчатый фюзеляж, и поэтому на этом полеты были закончены.
Второй вылет На этот раз, оценив опастность для детей, было решено перебазироватся на школьный стадион. Самолет был подлатан, установлена новая моторама. Первый запуск был неплохой, самолет сделал несколько коробочек и безаварийно приземлился на высокую траву. Помню, что Термит мне кричал: "Лови его!", а я видя, что винт еще крутится, постоянно убегал от самолета. Ну, боязно мне было ловить самолет с работающим двигателем :). После этого самолет был отправлен в четвертый и последний свой полет. Этот запуск был не так удачен как первый, после некоторых маневров самолет на полной скорости врезался в землю. Подступающая темнота и одинаковая раскраска крыльев снизу и сверху помешала адекватно оценить ориентацию самолета в воздухе. Вот что сообщил пилот после аварии:
После взлета я сделал несколько коробочек, петлю, еще коробочку, боевой разворот, бочку. В бочке потерял ориентировку и стал поворачивать не туда Когда понял, что что-то не так - рванул на себя, а самолет был брюхом вверх…
На этот раз последствия были намного серьезнее: кроме вдребезги разбитой моторамы, лопнувшего фюзеляжа – была сломана лопасть пропеллера. Подобрав обломки под гогот каких-то несознательных личностей, мы отправились домой строить второй самолет. К сожалению никаких видео для этого самолета не записывалось, но подозреваю, что тогда бы полеты этого самолета не был бы так удачны.
Второй деньВторой самолетПочтив минутой молчания остатки первого самолета, мы демонтировали электронику. Было решено строить красивый самолет с хорошим размахом крыла. В строительном магазине были закуплены необходимые материалы: потолочная плитка и потолочный плинтус из пенопласта (весьма жесткая штука, а поэтому очень полезная в авиамоделизме). Чертежей как таковых, опять не было. Но без прикидочных расчетов площади крыльев не обошлось. Конструкция самолета. Вся электроника осталась прежней (только батарею ставили помощнее): литий-полимерная батарея 11.1 вольта 500 мАч (трехбаночная).
Центроплан был сделан с профилем. Внутрь были вклеены продольные лонжероны из потолочного плинтуса. Они выполняли двойную функцию – создавали профиль крыла, и обеспечивали жесткость крыльев. Никаких нервюр не было, просто была обклейка потолочкой и последующая обтяжка скотчем. На этот раз разделили цвета нижней и верхней плоскости. Внизу желтый цвет, вверху красный. Все управляющие поверхности были сделаны черными. Размах крыльев получился 80 см. Фюзеляж был изготовлен из двух плинтусов, склеенных буквой Т. Прочие элементы самолета были изготовлены из двух слоев потолочки. Тяги были изготовлены из тех же канцелярских скрепок. Для крепления элеронов, и прочих управляющих поверхностей были использованы покупные петли, посаженые на эпоксидку. Как показала практика, это было очень ненадежно, и нужно было дополнительно фиксировать петли зубочистками, втыкая их в корпус там, где находятся дырочки петель. Кроме того, учитывая излишнюю твердость эпоксидки и тенденцию к растрескиванию соединения эпоксидки и потолочки, крепить эпоксидкой силовые элементы нежелательно. Вот фотография, сделанная в процессе работы: Вот на этом, кажется, второй день и закончился.
Третий деньЭтот день можно по праву назвать днем отмененных запусков. Доделав самолет, и придумав элементарную систему защиты пропеллера (штырь из плинтуса, выступающий спереди) мы отправились на школьный стадион. Предварительно сфотографировав самолет. Первый вылетПервая попытка. Но до стадиона мы не дошли. По пути, неосторожно задев самолет, мы обнаружили, что отвалился один элерон, вернее одна из петель, его держащих. Понятно, что запуск был отменен.
Вторая попытка. После ремонта мы опять отправились на стадион… но и на этот раз запуск был отменен: стала сбоить аппаратура. Выражалось это в пропадании сигнала. Летать с такими сбоями было опасно, поэтому мы снова вернулись домой выяснять причину сбоев. (как впоследствии оказалось, это начал потихоньку "умирать" приемник, видимо из-за того, что в самом начале первого дня, еще до сборки первого самолета в регуляторе скорости отказал стабилизатор бортового питания, и на всю электронику пошло 11.1 вольт вместо положенных 5. Стабилизатор, был конечно же, восстановлен.. но видимо приемнику хватило и этих десятков секунд)) Дома сбоев обнаружено не было, на всякий случай были проверены контакты всех цепей. Не помню уже когда, но отвалилось еще несколько петель. Было решено укрепить их зубочистками (отличный материал для авиамоделирования, кстати! И не только для авиамоделирования. Для ремонта электроники тоже :)).
Третья попытка проводилась при весьма сильном ветре. Самолет с опасным проседанием сошел с рук, и дальше со слов пилота:
После запуска его стало сразу разворачивать по ветру, я кое как выровнял и "завис" в потоке прямо перед собой. Потом увеличил тягу и сумел сделать коробочку. После коробочки бороться с ветром не стал, и спарашютировал в траву. Из-за передней центровки правильно выровнять самолет перед посадкой не удалось…
При этом был сломан штырь, предназначенный для защиты пропеллера. Сам пропеллер не пострадал. После замены штыря самолет был отправлен в полет. И снова рассказ пилота:
Во второй раз сразу после этого ветра не было почти. Я мягко полетал вокруг, потом решил пролететь над собой. Когда шел на себя, услышал, как ты что-то кричишь, но не понял. После пролета понял, что иду со снижением, которого не заметил, так как летел прямо на себя. Вывести не успел и просто воткнулся в землю после пролета
Видимо при этом падении приемник, который и так уже еле дышал (сбой во второй попытке) пострадал еще сильнее, потому что на этом нормальные полеты закончились. Так как на стадионе появилось несколько детских колясок, то мы решили не рисковать, и перебазировались на соседний маленький стадиончик, отделенный полосой деревьев от большого. Вот здесь и произошла самая сильная авария. Самолет был запущен в полет не так как обычно (простой сход с рук при большой тяге), а был брошен в полет, причем под углом 40 градусов вверх. При этом он очень сильно скабрировал, завис на долю секунды в верхней точке, отвесно пошел вниз и на полной тяге (приемник опять дал сбой) врезался в асфальт. Результат: отломаны все лопасти пропеллера, была оторвана моторама, оторван киль, и сорваны петли стабилизатора. Пропеллер был заменен на другой (склеенный первый пропеллер) но при попытке дать полные обороты – приклеенную лопасть оторвало и пропеллер из за жуткого дисбаланса слетел с вала и улетел далеко в траву. (Удалось найти и сам пропеллер, и оторванную лопасть. Так же удалось найти все три отломанных лопасти второго пропеллера). Так как пропеллеров больше не было, было решено попробовать кинуть самолет как планер. Закрепив отвалившиеся части на изоленту и скотч, мы так и сделали. При этом на него был установлен мобильный телефон с включенной видеозаписью. Но, из за продолжающихся сбоев в управлении, ничего не получилось.
Последний вылет
После ремонта и склейки пропеллеров мы отправились опять на школьный стадион. На этот раз на стадионе практически никого не было. И на этот раз мы наконец то взяли с собой видеокамеру. Как я уже говорил, нормальных полетов у нас не было, но все полеты, что были – есть на видео. Кроме того, на борту был установлен мобильный телефон с работающей видеозаписью. Направление съемки было под левое крыло, поэтому интересных кадров не ждите. Из интересных моментов на мобильном видео могу отметить только звук работающего движка. Связь с самолетом обрывалась через несколько секунд после схода с рук, и как результат – неуправляемые посадки. Впрочем, все они записаны на видео, можно посмотреть. Жаль, что ни одного нормального полета на видео нет. Но я подозреваю, что тогда бы у нас вообще не было нормальных полетов. Законы Мерфи, знаете ли
ЭпилогС самолета была демонтирована вся электроника, все управляющие поверхности были посажены на свои места при помощи зубочисток, а сам самолет занял место в музее Механика Вот и вся история. |
. |